Выбор рюкзака
При выборе рюкзака следует обратить внимание на следующие особенности:
Материалы
Фирмы-производители используют современные материалы: различные синтетические ткани, лёгкие и прочные, непромокаемые и не смерзающиеся. Большой популярностью пользуется ткань кордура. Для подвесной системы лучше выбирать ткани с мембранными технологиями — для отвода от тела влаги и тепла. Многочисленные стропы и шнуры рюкзаков выбирают также синтетические, они способны выдерживать большие нагрузки.
Форма
Чем выше центр тяжести рюкзака и чем ближе он расположен к спине человека, тем легче нести груз. С другой стороны, рюкзак не должен быть намного шире плеч, — будет цепляться за все в лесу во время активного движения, в дверь не всякую можно пройти. Поэтому лучим выбором окажется рюкзак преимущественно высокий и узкий. Возможность «роста» вширь остается в виде крепления дополнительного груза сбоку.
Объем рюкзаков измеряют в литрах. Однако, все не так просто! Измеряют эти литры по-разному. Кто-то считает в общий объем рюкзака объем карманов, кто-то же нет. Поэтому, если на рюкзаке написано, что его объем 60 литров, то это еще ничего не значит.
Рюкзаки среднего (50-60 литров) и большого (свыше 60) объема часто делают с разделением основной емкости на две части. По мнению некоторых, удобство деления на два отсека полностью компенсируется снижением прочности, — любой элемент, усложняющий изделие, уменьшает надежность. С другой стороны, бывает весьма кстати не разбирать весь мешок для того лишь, чтобы достать теплую шапочку или рукавицы со дна рюкзака. В данной ситуации выбор остается за вами.
Подвесная система
Лямки должны отвечать основному требованию — быть удобными. Именно в конструкции лямок заложено 80% удобства ношения рюкзака при активных нагрузках.
Прежде всего при выборе лямки должны быть пришиты по фигуре, или же должна быть предусмотрена возможность их регулировки. Это касается и высоты точки крепления, и расстояния между лямками. Слишком широко раздвинутые лямки будут спадать с плеч.
Форма лямок — серповидная, или S-образная. Выбор прямых лямок менее удобен, они неизбежно сминаются, следуя форме плеч. В местах соприкосновения с телом человека лямки должны быть мягкими.
Выбор ширина лямок в среднем около 7-8 см. Это достаточно для комфортной переноски даже очень тяжелых грузов; более широкие лямки спадают с плеч или, наоборот, врезаются в шею.
Пряжки регулировки длины лямок должны затягиваться книзу, чтобы можно было подогнать лямки, уже надев рюкзак. При выборе рюкзака учесть что пряжки на лямках должны выдерживать большую нагрузку.
Конструкция лямок предполагает наличие оттяжки, идущей от верха плеча к верхней части основной емкости рюкзака. Это ремни, которые не дают рюкзаку откидываться от спины. Положение лямок и точка пришива этих ремней должны иметь такое взаимное расположение, чтобы ремни как бы продолжали вверх линию лямок от плеч, начинаясь в области ключиц.
Поясной ремень позволяет перенести часть активных нагрузок с плеч на поясницу, на бедра. Это оправдано анатомией человека. Но важно, чтобы пояс сидел именно на бедрах.
Поясники бывают пришитые и съемные. Предпочтительнее выбирать съемные. Ширина поясного ремня — не менее 10 см, желательно анатомической формы, облегающей бедра. Внутри устройство поясника аналогично конструкции лямок.
Клапан
Клапан сверху рюкзака чаще встречается у моделей объемом свыше 40 литров. Он не только закрывает верх мешка от дождя или снега, но также является дополнительной емкостью, позволяет положить в него вещи первой необходимости, чтобы они все время были под рукой.
По своей конструкции клапаны бывают пришитые и «плавающие». У «плавающих» можно регулировать расположение на рюкзаке в зависимости от его высоты. Можно и вообще отстегнуть клапан и использовать его отдельно в качестве поясной сумки или небольшого рюкзачка (если такое предусмотрено конструкцией клапана).
Стяжки
Стяжки нужны для регулирования объема рюкзака. В идеале стяжки должны образовывать замкнутый ременный «каркас» вокруг рюкзака, и вся нагрузка должна приходиться именно на ремни. Более удачный вариант — если стропа пришита через дополнительный треугольник плотной ткани, распределяющий нагрузку на большую площадь.
Помимо боковых и вертикальных стяжек также ставят дополнительную стропу, позволяющую затянуть основной объем сверху, но под клапаном. Это очень удобно, если вы запихиваете в уже набитый до отказа рюкзак какую-либо мягкую вещь. Выбор модели с дополнительной стропой позволяет спрессовать объем под клапаном.
Карманы
При выборе на карманы так же следует обратить внимание т.к они удобны для хранения мелких предметов. Важно расположение карманов на рюкзаке, потому что расположение карманов снизу рюкзака не всегда практично т.к. во время остановок приходится ставить рюкзак не всегда на чистую поверхность карманами вниз. Молнии на карманах будут быстро выходить из строя, если они расположены в местах активной нагрузки рюкзака. Многие производители отказываются от карманов, ограничиваясь клапаном.
Навеска
Экспедиционные и штурмовые рюкзаки имеют целый ряд традиционных мест для крепления внешних грузов. Во-первых, это ремни для кошек сверху клапана. Веревку, палатку, узкий коврик можно прикрепить снизу-сзади рюкзака, под дном, для чего там также пришиты ремни с пряжками. Если на рюкзаке нет задних карманов, то удобно крепить коврик сзади вертикально вдоль рюкзака. Для переноски ледоруба на стыке задней стенки с дном пришиты петли из стропы, за них заводится ледовый инструмент клювом вниз, а рукоятка фиксируется стропой с «липучкой» или пряжкой.
Встречаются разные полукольца и карабинчики для крепления предметов на лямке — от рукавиц до ножа и фляжки.